Понятие «маржа» в нашей жизни встречается довольно-таки часто. Однако далеко не все понимают и знают, что такое маржа. Исправить данную ситуацию поможет эта статья, написанная специалистами компании Double Case. Из нее вы узнаете, чем маржа отличается от прибыли и как правильно рассчитать это значение.
Маржа: что это такое?
Маржа – это абсолютный показатель, отображающий качество функционирования бизнес проекта. Другими словами, как задано в словаре трейдеров, это залог, обеспечивающий покрытие возможных убытков, которые могут возникнуть при торговле. Данное значение демонстрирует разницу между различными экономическими показателями. Его активно используют в самых разных сферах деятельности: торговле, фондовом трейдинге, банках, страховых компаниях и т.д.
Маржа выражается не только в абсолютных единицах, но и в процентах. Во втором случае стоит запомнить важное правило – маржа не может больше 100%.
Маржа и прибыль: в чем разница
Многие люди ошибочно предполагают, что маржа и прибыль – это одно и то же. На самом деле между этими двумя параметрами есть небольшая разница. Еще раз вспомним, что маржа, простыми словами – это разница между полученным доходом и себестоимостью произведенной продукцией. Для расчета этой величины используются исключительно переменные затраты. А вот прибыль является результатом финансовой деятельности организации по итогам определенного периода. Другими словами, прибыль – это деньги, остающиеся после учета всех расходов на производственную и маркетинговую деятельность.
Для того чтобы окончательно уяснить в чем заключается разница между данными величинами, еще раз вспомним как считается маржа: из дохода вычитается себестоимость продукции. А вот для расчета прибыли следует учитывать не только себестоимость, но и другие производственные издержки, затраты на маркетинг и прочие направления деятельности любой современной компании.
Чем отличается маржа от наценки?
Маржу также часто путают с наценкой. Это обусловлено тем, что она также может быть выражена как в относительных, так и в абсолютных единицах. При этом, в абсолютных единицах эти показатели являются идентичными, а вот в относительных – совершенно разными. Для понимая разницы между данными показателями стоит привести один простой пример.
Предположим, что есть товар, приобретенный за 250 рублей. В дальнейшем этот товар был реализован за 1000 рублей. Для расчета абсолютного показателя маржи и наценки используется одинаковая формула: стоимость продажи – минус цена покупки. В данном примере от тысячи рублей необходимо отнять 250 рублей. В итоге маржа и наценка в абсолютных единицах равны 750 рублям.
А вот перед тем, как рассчитать маржу в процентах, стоит учитывать, что в этом случае будут использоваться совершенно разные формулы. Маржа в процентах определяется следующим образом: 1000 – 250 и разделить на 1000. Полученный результат умножается на 100%. Для расчета наценки используется следующая формула: 1000 – 250 и разделить на 250. Итоговый результат также умножается на 100%. В итоге маржа будет равна 75%, а наценка – 300%. Разница в относительных показателях весьма ощутимая.
Как рассчитать маржу: формула расчета
Формула маржи зависит от ее вида. Так, существует валовая маржа и маржинальный доход. Валовая маржа на Форекс рассчитывается путем вычитания из выручки общих затрат. Этот показатель используется для анализа прибыльности торговой деятельности компании с учетом себестоимости реализованной продукции. Маржинальный доход предусматривает вычитание из выручки переменных затрат (заработка рабочих, стоимости сырья и т.д.).
Разобравшись с тем, как рассчитать маржу, следует еще раз напомнить, что этот показатель используется в экономике, банковской сфере и форекс-трейдинге.