Немецкий химический сектор испытывает на себе последствия кризиса поставок из Красного моря
Химический сектор Германии, крупнейший в Европе, начинает ощущать на себе последствия задержки поставок через Красное море, став последней отраслью, предупредившей о перебоях в поставках, из-за которых некоторые компании вынуждены сократить производство, пишет Reuters.
Важный азиатский импорт в Европу – от автозапчастей и инженерного оборудования до химикатов и игрушек - в настоящее время доставляется все дольше, так как контейнерные перевозчики перенаправляют суда вокруг Африки и вдали от Красного моря и Суэцкого канала после нападений йеменских хутистов.
Хотя немецкая промышленность уже привыкла к перебоям в поставках после пандемии и войны в Украине, последствия сокращения перевозок через торговую артерию начинают проявляться, и берлинский завод Tesla пока что является самой заметной жертвой.
Химическая промышленность Германии, третья по величине отрасль после автомобильной и машиностроительной с годовым объемом продаж около 260 миллиардов евро (282 миллиарда долларов), полагается на Азию в том, что касается примерно трети импорта из-за пределов Европы.
"Мой отдел закупок сейчас работает в три раза больше, чтобы получить хоть что-то", – говорит Мартина Нигсвонгер, генеральный директор и владелец компании Gechem GmbH & Co KG, которая занимается смешиванием и розливом химикатов для крупных промышленных клиентов.
В результате задержек компания Gechem, годовой объем продаж которой исчисляется двузначными миллионами евро, сократила производство таблеток для посудомоечных и туалетных машин, поскольку не может получить достаточное количество цитрата тринатрия, а также сульфаминовой и лимонной кислоты.
Компания пересматривает свою трехсменную систему, сказал Нигсвонгер, добавив, что последствия транспортного кризиса могут оставаться проблемой как минимум до первой половины 2024 года.
Это вызывает откровенные разговоры с клиентами, добавил Нигсвонгер.
"Если мы получим три грузовика вместо шести, каждый клиент получит только часть своего заказа, но, по крайней мере, все что-то получат", – сказала она.
Крупнейший производитель специальных химикатов Evonik также заявил, что страдает от "изменений маршрутов и задержек", причем некоторые суда меняли направление до трех раз в течение нескольких дней.
Компания заявила, что пытается смягчить последствия, делая заказы раньше и переходя на авиаперевозки, которые считаются временной мерой, поскольку некоторые химикаты запрещено перевозить самолетами.
АЗИАТСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
JP Morgan в понедельник заявил, что, хотя перебои в судоходстве в Красном море и Панамском канале способствуют росту цен на химикаты, они также могут ускорить пополнение запасов компаниями и, следовательно, привести к повышению спроса.
Это, "если сохранится, может ослабить давление со стороны китайского экспорта химикатов и потенциально привести к некоторому укреплению цен/маржи и, как следствие, пополнению запасов", - написал брокер.
Немецкий промышленный орган VCI уже давно указывает на зависимость от азиатского импорта, заявляя, что хотя перебои в производстве должны ограничиваться отдельными случаями, задержки импорта через Красное море являются дополнительным бременем для и без того ослабленной промышленности.
"Последствия особенно заметны в средних компаниях тонкой и специальной химии", – сказал главный экономист VCI Хенрик Майнке, добавив, что эти компании часто получают значительную часть сырья из Азии.
Транспортный кризис в Красном море разразился в тот момент, когда экономика Германии уже находится под давлением из-за рецессии, а также высоких цен на рабочую силу и энергоносители. По данным S&P Global, химический сектор Европы, наряду с автомобильным и розничным, считается наиболее уязвимым.
Помимо задержек с импортом, химические концерны указывают на рост цен на топливо, поскольку танкеры, перевозящие важнейшее сырье, добираются до места назначения примерно на 14 дней дольше, а эти расходы могут быть лишь частично переложены на плечи покупателей.
Другие компании пострадали меньше.
Компания Covestro, производящая химикаты для вспенивания, используемые в матрасах, автомобильных сиденьях и строительной изоляции, ожидает повышения цен на грузоперевозки, но добавляет, что эти расходы незначительны в рамках ее общих расходов.
Компания заявила, что этим вопросом занимается внутренняя целевая группа, но при этом отметила, что у нее сильное региональное присутствие.
Производитель ароматов Symrise также заявил, что не ожидает задержек в поставках, поскольку имеет достаточные резервные запасы, и призвал клиентов придерживаться своих обычных схем заказов, чтобы избежать необоснованного накопления запасов.
Компания Wacker Chemie, поставляющая поликремний примерно для половины мировых микросхем, также указала на рост цен, но добавила, что ее бизнес пока существенно не пострадал.
Представитель VCI Майнке считает, что вероятность повсеместного прекращения производства довольно низка, даже если ситуация в Красном море останется напряженной, добавляя, что в условиях слабого спроса, бюрократических проволочек и высоких затрат на энергию и сырье у сектора и так достаточно поводов для беспокойства.