ФРС и ЕЦБ: насколько синхронизированы центральные банки
Два потенциально важных решения, принятые в течение 24 часов на этой неделе ЕЦБ и Федеральной резервной системой США, привели к двум совершенно разным направлениям движения. Оба повысили процентные ставки на четверть пункта, но только ЕЦБ заявил, что это еще не все.
Не принимая на себя никаких обязательств, ФРС сигнализировала о паузе в своей 13-месячной кампании ужесточения на пять процентных пунктов. ЕЦБ публично отклонил любые предположения о планах завершить ужесточение монетарной политики.
Президент ЕЦБ Кристин Лагард настаивала на том, что банк не зависит от ФРС: "Мы не останавливаемся — это совершенно ясно".
Тем не менее, эксперты считают, что экономические и политические циклы этих центробанков лишь незначительно расходятся. Противоречащий интуиции откат евро по отношению к доллару после более ястребиной позиции ЕЦБ в четверг подчеркнул это предположение.
Несмотря на то, что ЕЦБ явно имеет дело с более высокими темпами инфляции, он начал ужесточение монетарной политики через четыре месяца после ФРС в прошлом году. Причиной, возможно, стали опасения, что энергетический шок, последовавший за вторжением в Украину, ударит по основной экономике.
Теперь, когда еврозона преодолела зимнюю рецессию, ЕЦБ в какой-то степени догоняет ФРС, несмотря на все явные различия в основах и уязвимостях обоих экономических блоков.
Финансовые рынки частично согласны с мнением Лагард, предполагая повышение ставки еще на четверть пункта. Но это только в сочетании с прошлогодним четырехмесячным отставанием от ФРС.
Теперь они видят так называемую конечную ставку ЕЦБ на уровне 3,5% в сентябре, что все еще на 175 базисных пунктов ниже пиковой ставки ФРС, если предположить, что на уровне 5,25% они достигли конца цикла ужесточения.
И хотя фьючерсы предполагают, что ставки в США будут снижены на целых 100 базисных пунктов к концу года, они все равно не опустятся ниже уровня ЕЦБ, исходя из преобладающих рыночных предположений. Премия двухлетней суверенной доходности США по сравнению с Германией остается примерно на 120 базисных пунктов.
В четверг ЕЦБ ясно дал понять, что этим летом он ускорит сокращение своего баланса, еще больше ужесточив финансовые условия. Но, что любопытно, раздутые из-за пандемии активы обоих центральных банков теперь почти идентичны после года постепенного раскручивания.
Некоторые инвесторы считают, что относительно голубиный взгляд рынка на ястребиную риторику ЕЦБ может быть ошибочным или, по крайней мере, искаженным реверберацией банковских потрясений в США на этой неделе. Но многие также утверждают, что жесткая риторика ЕЦБ имеет целью лишь достижение рыночного эффекта.
В то время как апрельский уровень инфляции в еврозоне на уровне 7% по-прежнему более чем в три раза превышает целевой показатель ЕЦБ и более чем на два пункта выше, чем аналогичный показатель в США, оба показателя должны упасть ниже 4% к концу года и приблизиться друг к другу.
По данным Международного валютного фонда, экономический рост США в этом году составит 1,6%, что в два раза выше, чем в еврозоне, даже если ожидается, что последняя догонит и перегонит США в следующем году со скудным ростом на 1,1%.